«Игры народов России»
Эй, девчонки и мальчишки,
Озорные шалунишки.
Приглашаю поиграть,
Свою ловкость показать.
Друга за руку бери
С ним играть и приходи.
Позовем мы и гостей
Вместе будет веселей.
Что больше всего любят делать все дети на свете?
Конечно же, играть!
Игра, пожалуй, любимое занятие всех детей. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные, настольные и, конечно же, народные.
В течение недели в нашем детском саду проходил Фестиваль народов России.
Во время Фестиваля дети разучили и поиграли в русские, татарские, хантыйские и белорусские народные игры. Игры отражают особенности жизни людей, их быт, труд, традиции и обычаи.
По своему содержанию народные игры просты. Они способствуют развитию двигательной активности, расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире.
Предлагаем всем поиграть вместе с нами:
Русская народная игра «Дедушка – сапожник»
Цель: развитие внимания и ловкости, быстроты реакции, умения вести диалог.
Правила игры: по считалке выбирается «Дедушка-сапожник».
Он становится в центре круга, образованного играющими.
Между детьми и «Дедушкой – сапожником» начинается диалог:
— Дедушка — сапожник сшей нам сапоги!
— Подождите дети, потерял очки.
— Дедушка – сапожник, сколько с нас возьмёшь?
— 3 рубля с полтиной, пятачок и грош.
— Дедушка сапожник, ты с ума сошёл?
— Подождите детки, я очки нашёл!
Дети разбегаются, а водящий ловит.
Во время диалога дети сужают круг, приближаясь к «сапожнику».
После произнесения последних слов «дедушка» старается поймать кого-нибудь из играющих. Пойманный ребёнок становится «дедушкой-сапожником».
Татарская народная музыкально — хороводная игра «Тимербай»
(выполняется под татарскую музыку «Шома Бас»)
Цель: создание условий для свободного самовыражения детей в играх, поощрять музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении, развивать творческие способности.
Правила игры: играющие дети, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего. Он встает в центре круга и выполняет движения, характерные для татарских танцев.
Дети идут по кругу под слова песни:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение, например приседание с подскоком вверх или что-либо другое. Все ребята в круге должны повторить его. Затем водящий выбирает одного из детей в круге (можно того, кто, по его мнению, лучше всех повторил движение). Выбранный ребенок и занимает место водящего в центре.
Игра повторяется.
Игра народов Севера «Отбивка оленей»
Цель: приучать детей чётко выполнять правила игры; закреплять умение метать мяч в цель; поддерживать интерес к играм народов севера.
Правила игры: бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу.
Метать мяч можно только с одного места.
Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» — пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
Белорусская народная игра «Посади картошку»
Цель игры: развитие быстроты, силовой выносливости.
Правила игры: создаются две команды с одинаковым числом игроков, выбирают капитана команды.
У каждого капитана в руках мешок с картофелем (можно камушки). Картофеля должно быть по количеству игроков в команде. На расстоянии двадцати шагов от каждой колонны начерчены круги (по количеству игроков). По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый круг. Затем они возвращаются и передают мешок следующему игроку, который, взяв мешок, бежит собирать картошку и т. д.
Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.
Девчонки и мальчишки провели время с пользой, им было интересно и весело.
Проводя такие мероприятия, педагоги детского сада воспитывают в детях любовь и уважение к разным народам, прививают интерес к уникальной культуре народов населяющих Россию, к их традициям, обычаям и нравственно-эстетическим ценностям.
Хочется, что бы люди разных национальностей не забывали свои корни, передавали детям знания о традициях, культуре, но при этом чувствовали себя частью одной большой страны – России!
Живут в России разные народы с давних пор,
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд,
Один черкеску носит, другой надел халат,
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один – кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна,
А Родина Россия у нас у всех одна!
Фоторепортаж подготовила Горянина О.Н., воспитатель