Обучение детей описательным рассказам. памятка для родителей

МАДОУ д/с №1 города Тюмени

Корпус №1 – ул. Садовая 115а

Корпус №2 – ул. Ямская 94а

Заведующий – Шварц Лариса Павловна

Телефон: 43-07-59, 64-77-59

Заместитель заведующего — Шевелева Ольга Петровна

Старший воспитатель — Попова Любовь Васильевна

Сайт: dou1.ru

Электронная почта: detsad1t@yandex.ru

Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей.

Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь.

Мы упражняем его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений:

1. Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки «что это?», при правильном ответе ребенок забирает картинку себе.

2. «Объяснялки» — объясни, что это такое? (Водопад — вода падает с горы).

3. «Скажи наоборот» (вверху — внизу, мягкий — твердый).

4. «Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?» (пушистая, веселая, быстрая, умная)

5. «Что летает, ползает, идет, едет?»

Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать — мчаться, пахучая — ароматная.

6. Игра — соревнование: «Кто больше запомнит и придумает родственных слов?» (хлеб — хлебушек — хлебный — хлебопек).

7. «Кто где живет?», «Чьи детки?»

8. «Узнай предмет по описанию» (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).

9. «Назови 4-5 картинок на определенную тему» (мебель, посуда).

Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании: как называется суп из фасоли? (фасолевый). «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий).

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме.

Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №1 города Тюмени

Обучение детей 

описательным рассказам

Памятка для родителей 

Подготовила: Вовк Татьяна Викторовна, учитель-логопед

                    

Тюмень, 2024

Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х — 4-х лет.

1. «Скажи правильно», «Повтори за мной» (Автобус едет по дороге).

2. «Какое слово убежало?» (Алеша ел…).

3. «Закончи мое предложение» (Сейчас мы с тобой пойдем …)

4. «Исправь Незнайку» (Машина едет по реке).

5. «Из чего сделаны предметы?» (расскажи о деревянных).

6. «Почемучка» (Почему, нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? ( потому что сам сваливает грузы).

7. Игра «Один — много» (дерево — деревья; стол — столы).

Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: «Спроси меня» (про погоду, спроси меня про папу)

Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за).

Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?». Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы.

      Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями. Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов.

Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:

1. «Сравним два предмета», чем похожи, чем отличаются? (огурец — помидор; самолет — ласточка).

2. «Давай опишем игрушку, предмет» (Какая машина? Из каких частей она состоит?).

Полезны игры, развивающие описательную речь:

1. «Что может рассказать о себе малина, книга, автобус» (я — малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).

2. «Угадай-ка» узнай предмет по описанию.

3. «Небылицы».

4. «Мое любимое животное».

5. «Наши хорошие и плохие дела».

Читайте также: