Обучение детей описательным рассказам. памятка для родителей
МАДОУ д/с №1 города Тюмени Корпус №1 – ул. Садовая 115а Корпус №2 – ул. Ямская 94а Заведующий – Шварц Лариса Павловна Телефон: 43-07-59, 64-77-59 Заместитель заведующего — Шевелева Ольга Петровна Старший воспитатель — Попова Любовь Васильевна Сайт: dou1.ru Электронная почта: detsad1t@yandex.ru Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь. Мы упражняем его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений: 1. Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки «что это?», при правильном ответе ребенок забирает картинку себе. 2. «Объяснялки» — объясни, что это такое? (Водопад — вода падает с горы). 3. «Скажи наоборот» (вверху — внизу, мягкий — твердый). 4. «Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?» (пушистая, веселая, быстрая, умная) 5. «Что летает, ползает, идет, едет?» Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать — мчаться, пахучая — ароматная. 6. Игра — соревнование: «Кто больше запомнит и придумает родственных слов?» (хлеб — хлебушек — хлебный — хлебопек). 7. «Кто где живет?», «Чьи детки?» 8. «Узнай предмет по описанию» (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая). 9. «Назови 4-5 картинок на определенную тему» (мебель, посуда). Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании: как называется суп из фасоли? (фасолевый). «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий). Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 города Тюмени Обучение детей описательным рассказам Памятка для родителей Подготовила: Вовк Татьяна Викторовна, учитель-логопед Тюмень, 2024 Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х — 4-х лет. 1. «Скажи правильно», «Повтори за мной» (Автобус едет по дороге). 2. «Какое слово убежало?» (Алеша ел…). 3. «Закончи мое предложение» (Сейчас мы с тобой пойдем …) 4. «Исправь Незнайку» (Машина едет по реке). 5. «Из чего сделаны предметы?» (расскажи о деревянных). 6. «Почемучка» (Почему, нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? ( потому что сам сваливает грузы). 7. Игра «Один — много» (дерево — деревья; стол — столы). Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: «Спроси меня» (про погоду, спроси меня про папу) Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?». Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями. Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ: 1. «Сравним два предмета», чем похожи, чем отличаются? (огурец — помидор; самолет — ласточка). 2. «Давай опишем игрушку, предмет» (Какая машина? Из каких частей она состоит?). Полезны игры, развивающие описательную речь: 1. «Что может рассказать о себе малина, книга, автобус» (я — малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье). 2. «Угадай-ка» узнай предмет по описанию. 3. «Небылицы». 4. «Мое любимое животное». 5. «Наши хорошие и плохие дела».